Луганский аэроклуб

История аэроклуба

Луганск всегда был авиационным городом. В годы расцвета авиации в нем находились аэропорт, летное военное училище, учебный авиационный центр ДОСААФ. Воздушная обстановка в районе Луганска была сложная. Одновременно выполнялись полеты на четырех аэродромах. На аэродроме ДОСААФ «Новоайдар» готовили для ВВС 120 курсантов на реактивных самолетах Л-29.

На аэродроме ДОСААФ «Тарасовка» учились летать 32 летчика-спортсмена на поршневых самолетах Як-18А, Як-50,Як-52, Як-55. С самолетов Ан-2 выполняли прыжки сотни парашютистов-спортсменов. Готовились допризывники для ВДВ. На аэродроме ВВС «Острая Могила» готовили летчиков на И-16, Ил-2, МиГ-15, Л-29, вертолетах, затем штурманов на Ту-134Ш, Ан-26Ш в ЛВВАУШ.

Круглые сутки аэропорт Луганск перевозил пассажиров.

Луганский ОАО эксплуатировал самолеты Л-200 «Морава», Як-12, Ан-2, Ан-24, Ту-154. В воздухе было тесно от пролетающих самолетов. История Луганского авиационного спортивного клуба Общества содействия обороне Украины (ЛАСК ОСОУ) начинается в тридцатых годах, когда в стране была создана авиационная промышленность и для ВВС и ГА понадобились летчики. Луганский авиационный спортивный клуб ОСО Украины, бывший ДОСААФ СССР, один из старейших на Украине. Он был создан в 1933 году по ходатайству общественности города. На летных полях аэроклуба получили путевку в небо многие замечательные летчики, героически защищавшие небо страны в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Среди выпускников Луганского аэроклуба дважды герой Советского Союза генерал-лейтенант Молодчий М.И. и 17 Героев Советского Союза.  Соловьева Марина Иосифовна (мировой рекорд скорости 2500 км/час на сверхзвуковом самолете Е-66); Двухкратная чемпионка мира, мастер спорта международного класса Мочалина Людмила Васильевна. Парашютисты: Закорецкая Валентина Николаевна – заслуженный мастер спорта, абсолютная чемпионка мира, единственная женщина на земле, совершившая более 11000 прыжков с парашютом; Заслуженные мастера спорта Швачка А.В., Багинский С.И., Пеклин Ю.И. – по парашютному спорту. Чемпион мира по аэробатике Пролагаев С.П.
Чемпионы Украины, ДОСААФ, СССР, по высшему пилотажу мастера спорта Курилов Л.Н., Новиков А.Н., Акимов В.В, Дьяченко А.А.. Калинина Н.Н..,Алпатов А.Ю. В аэроклубе проходили первоначальную подготовку на реактивном самолете космонавты Лебедев В.В., Пацаев В.И., Никитский В.Н.,  Яздовский В.А. Свою летную деятельность начинала известная летчик-испытатель, кандидат технических наук, рекордсменка Мира Марина Попович.

И в настоящее время Луганский авиационный спортивный клуб занимается подготовкой спортсменов-летчиков, парашютистов, авиамоделистов. Многие спортсмены клуба являются членами сборных команд Украины по авиационным видам спорта. Во время войны аэроклуб был эвакуирован. Интересная история возрождения аэроклуба после войны. Он был открыт 30.10.1950г. в Луганске на базе Сумского аэроклуба.

Первым начальником Ворошиловградского областного аэроклуба был Стеценко Н.М., а после него полковник Гордеев Н.Ф.

Курсантов-летчиков и парашютистов готовили на самолете По-2. Аэродром находился возле с. Веселая Тарасовка, Лутугинского р-на. Здание аэроклуба, где проходили теоретическую подготовку курсанты и был штаб, находилось на улице Кирова, в районе старого ж.д. вокзала. В настоящее время не сохранилось. После Гордеева Н.Ф. Луганским аэроклубом руководили полковник Ивченко Д.Д., потом Герой Советского Союза полковник Луньков Н.А. Аэроклуб начал развиваться быстрыми темпами.В 1953 году начали поступать современные самолеты: легендарный мощный АН-2 и самолеты Як-18 (с хвостовым колесом), планеры и самолеты Як-12. Самолеты Як-18 были заменены на Як-18у (с носовым колесом). С 1961 по 1963 готовили вертолетчиков на Ми-1. В наше время трудно поверить, что ДОСААФ, в одной организации готовил для Министерства Обороны летчиков в двух эскадрильях на Як-18У, в вертолетном отряде на Ми-1, парашютистов в парашютном звене на Ан-2, планеристов в планерном звене на планерах и Як-12, летчиков-спортсменов в спортивном звене на спортивных самолетах Z-226, Z-326, Як-18П учили спортсменов-летчиков высшему пилотажу. И еще авиамоделистов в авиамодельной лаборатории.

Так как аэродром Тарасовка был перегружен то летом дополнительно использовали для парашютных прыжков аэродром аэропорта Луганск, который до 1962 года находился на северной окраине города, возле широко известного района Каменный Брод.

В пятидесятых годах аэроклуб переехал в другое трехэтажное здание. Оборонная 14а. Этот адрес в Луганске с трепетом в душе вспоминают все летчики, прошедшие летную подготовку в аэроклубе. Сюда, вечером спешили на занятия, после основной работы, курсанты, вчерашние школьники, чтобы услышать чудесных преподавателей по аэродинамике, авиационной технике, самолетовождению. Работать на производстве курсанту полагалось обязательно.

Аэроклуб занимал только первый этаж и то не полностью. В нем помещался штаб с бухгалтерией, библиотекой и классами для теоретической подготовки двух эскадрилий курсантов-это, ни много ни мало, больше 120 человек. Удивительно как все это там помещалось. Здание сохранилось до сих пор. Одно плохо, в нем не видно людей. В центре города пустует никому не нужное здание.  В 1964 году Луганский аэроклуб получил новый статус и новое название УАЦ.

В 1966 году УАЦ перешел на новую технику, на реактивные самолеты чехословацкого производства-Л-29. Площадь аэродрома Тарасовка была тесная для реактивной техники. Воздушная обстановка не позволяла выполнять полеты на скоростных, высотных самолетах. аэродром Тарасовка находится западнее 20 км между военным аэродромом училища ОМ и гражданским аэродромом аэропорта Луганск. Поэтому в Москве, в ЦК ДОСААФ, в качестве варианта, рассматривался вопрос перехода на обучение на вертолетах Ми-1.

Начальник центра полковник Паниота П.Ф., конечно совместно с московским руководством, принял решение перейти на обучение на реактивных самолетах. Поэтому пришлось искать место для нового аэродрома, в стороне от гражданского и военного аэродромов. Остановились на поле возле районного центра Новоайдар, в 60км.севернее Луганска. С 1966 по 1993 г. на этом аэродроме в двух эскадрильях началась новый этап в жизни Луганского аэроклуба. На аэродроме Тарасовка осталось парашютное звено на Ан-2 и самолетное звено на Як-18А, Z-326, Як-18П.

Одним из лучших начальников в истории Луганского УАЦ в период с 1969 по 1978 год был полковник Захаров А.М.

В конце 1972 года УАЦ переехал в специально спроектированное и построенное для него четырехэтажное здание на квартале Шевченко. Четвертый этаж занимало управление, штаб. Третий этаж занимали учебные классы. На втором этаже располагались учебные классы, библиотека, самолетное и парашютное звенья. На первом этаже располагались столовая с цехом для приготовления пищи, огромные актовый и спортивный залы, авиамодельная лаборатория, тренажер ТЛ-29.

Конечно, это был период расцвета Луганского учебного авиационного центра ДОСААФ. Единственный УАЦ в Союзе, имеющий два аэродрома, четыре профиля, т.е. реактивная, поршневая техника и парашютный спорт, авиамодельная лаборатория. Периодически проводили переподготовку авиатехников запаса для МО. Огромная материальная база. Около 100 реактивных самолетов, 22 самолета Як-52, 2 самолета Як-50, 2 самолета Як-55, 3 с-та Ан-2.

Для обслуживания была создана огромная наземная инфраструктура с автопарком, складами, помещениями для занятий с курсантами и жилья. Были построены казармы, котельная, два КДП, ЦЗ и РД из бетонных плит. Осталось построить бетонную ВПП, но не успели. И главное богатство это, конечно, люди, летно-технический состав, и все наземные службы.

Благодаря самоотверженному труду работников, авиационный центр, аэроклуб Луганска всегда был лучшей авиационной организацией ДОСААФ в СССР. Больше десяти лет, в 60-десятые и 70-десятые годы, ЛУАЦ, занимал первое место в соревновании между АО страны.

Поэтому, руководство ЦК ДОСААФ направило в Луганский УАЦ, в лучшую в стране авиационную организацию ДОСААФ, инженеров КБ Королева С.П, Пацаева В.И., Никитского В.Н., Яздовского В.А., Лебедева В.В, будущих летчиков-космонавтов, для подготовки на реактивных самолетах.

В 1991 году аэродром Тарасовка отделили от УАЦ и на базе парашютного звена и самолетного звена, превратили в Луганский авиационный спортивный клуб Общества содействия обороне Украины. Первым начальником стал Леонов Николай Никитович. Подполковник запаса, бывший зам. командира полка ВВВАУШ.

Луганский учебный авиационный центр на реактивных самолетах на аэродроме Новоайдар был расформирован в 1993 году. Крайним начальником УАЦ оказался полковник Нестеров В.В. Так закончилась одна из славных страниц Луганского УАЦ.

В 1993г Леонова Н.Н уволили с должности начальника АСК. Начальником Луганского АСК в Тарасовке назначили Баяндина Владимира Викторовича. Бывший замполит с аэродрома Новоайдар. Подполковник. Был до 1995 года

В 1995 году назначили начальником Луганского АСК ОСОУ Танчика Виктора Поликарповича. Бывший заместитель начальника по летной подготовке в Новоайдаре. Подполковник. Был до 2008 года.

С мая 2008 года начальник Луганского АСК- Безкаравайный Валерий Владимирович. Майор. Военную службу проходил на летных должностях в Харьковском военном университете Воздушных Сил имени И.Н. Кожедуба.

На аэродроме Тарасовка, Луганского авиационного спортивного клуба Общества содействия обороне Украины, продолжают выполняться учебные полеты, возродилось парашютное звено, тренируются авиамоделисты.

Ежегодно, летчики-инструкторы и специалисты ИАС Луганского АСК всегда участвуют в летной подготовке на самолете Як-52, курсантов 1и 2 курса летного факультета Харьковского университета Воздушных Сил имени И.Н. Кожедуба в г. Николаеве, Джанкое, Харькове.

Нужно надеяться, что наступят времена, когда при мудрой государственной поддержке аэроклубы Украины, и Луганский в том числе, займут достойное место в подготовке летчиков и парашютистов для Военно-воздушных Сил Украины, для гражданской авиации и для авиационного спорта.

Люди

Эта самая интересная, большая и сложная тема. Мы расскажем о достойных людях, которые трудились в нашей авиационной организации. Конечно мы только начинаем и в дальнейшем будем постоянно дополнять этот раздел.

Ветераны

Когда встречаешься с ветеранами-авиаторами времен расцвета авиации ДОСААФ, то видно, что летчики, парашютисты, авиационные техники, специалисты обеспечивавшие полеты, это симпатичные, интересные, сильные люди. Они могут много рассказать об истории развития авиации в нашей стране, в нашем городе, в нашей организации, о тех далеких, уже, временах.

Сейчас на дворе уже 21 век, а среди нас есть ветераны, летавшие на деревянном, обтянутом перкалью, самолете ПО-2 и выполнявшие из него тренировочные и спортивные парашютные прыжки.

Пазиков П.Ф- начальник штаба, организатор учебного процесса и всего распорядка работы УАЦ. Участник ВОВ, полковник. Летчик, имел 800 боевых вылетов.

Самым заметным всегда был заместитель начальника по МТО Красновский И. М. Крупный организатор. Снабжение, питание личного состава, жилье, быт, строительство, ремонт, обеспечение полетов, автопарк. Все было на его плечах. Все это он выполнял многие годы.

Работал спокойно, без спешки. Входил в состав руководителей, на которых держалась организация. Заслуженно пользовался авторитетом.

Грищенко Б. П. Летчик. Майор ВВС. В пятидесятых годах — зам. начальника аэроклуба по летной подготовке. В дальнейшее преподаватель по аэродинамике, начальник УЛО. Его яркие лекции по аэродинамике помнят все курсанты УАЦ.

Струков Леонид Егорович. Военный летчик. Летал на Ил-2, Ил-10, МиГ-15.

После увольнения в запас, работал в Луганском аэроклубе летчиком-инструктором, ком. звена, замполитом, председателем месткома профсоюза. Первым переучился на чехословацкий самолет Z-326. Позже в отделившемся от УАЦ АСК продолжал работу в должности зам. по МТО. Во все времена входил в руководящий состав УАЦ, прилагал все возможное для развития авиационной организации, самолетного и парашютного спорта. Легкий на подъем человек. Всегда помогал летчикам и спортсменам и в полетах, и в жизни. Например, подняв телефонную трубку, мог легко, за пять минут устроить летчика-спортсмена на работу и в общежитие. Хотя эта деятельность не входила в его обязанности. Все это делал он с удовольствием. Патриот УАЦ. Тяжело переживал закрытие аэродрома Новоайдар.

Коваленко Петр Васильевич. В армии обслуживал поршневые истребители Ла-9, прыгал с парашютом. С 1951 года работал в аэроклубе инструктором- парашютистом, техником самолета Ан-2. Затем долго работал авиационным техником в аэропорту. Сильный, волевой, жизнерадостный, яркий человек.

Санченко Владимир Ильич. Учился летать в Луганском аэроклубе. Закончил Саранскую летную школу. С 1953 по 1974 год работал в Луганском аэроклубе, потом УАЦ на должностях летчика-инструктора, ком. звена. Освоил вертолет Ми-1. Был чемпионом СССР по вертолетному спорту. Одним из первых переучился на самолет Л-29.

Читайте также:  Прыжки с парашютом

В 1966г перегнал первый самолет Л-29 на аэродром Тарасовка. Посадка выполнялась по диагонали аэродрома, с курсом 40°.

После ухода на пенсию работал в аэропорту диспетчером.

Кравченко Дмитрий Васильевич. Летчик-истребитель. Майор ВВС. Ком. звена на МиГ-17. На аэродроме Тарасовка командир самолетного звена, заместитель начальника по летной подготовке. Организатор, методист, руководитель полетов, требовательный, принципиальный командир, тренер, судья республиканской категории по самолетному спорту. Его работоспособность была беспредельной. После полетов ремонтировал крышу ангара, водопровод, аэродромные постройки. Был авторитетным командиром и летчиком.

Начальники

Начальниками Луганского аэроклуба, на всем протяжении его истории, всегда были военные летчики, кадровые офицеры. Все они были опытные летчики, достойные люди, хорошие руководители. Но запоминаются наиболее яркие, оставившие своей работой хорошую память о себе. Что их объединяет. Модное новое слово харизма. То есть качества личности притягивающее людей к ним. Они были интересными людьми. И конечно они были трудоголиками, создателями. Первым начальником Ворошиловградского областного аэроклуба был Стеценко Н.М.

Паниота Петр Федорович. Пришел к нам с должности начальника Томского аэроклуба. Начальник Луганского аэроклуба с 1962г. по 1969г. Двухметрового роста полковник. Личность. Организатор.  При нем УАЦ вышел в передовые организации страны благодаря самоотверженному труду работников УАЦ.

При нем был совершен переезд с аэродрома Тарасовка на аэродром Новоайдар. В чистом поле люди, под его руководством, поставили армейские палатки для курсантов, летчиков и техников и построили аэродром для полетов двух эскадрилий на реактивных самолетах с огромной инфраструктурой.

Летчики помнят его высоко поднятую руку в кожаной перчатке, для запроса у РП «конвейера», в открытой задней кабине Як-18у, во время проверки очередного курсанта перед самостоятельным вылетом.

Был требовательным командиром, заботился о подчиненных. При нем ЛУАЦ стал авторитетной организацией для руководителей города и области. Пожалуй, самая крупная, в прямом и переносном смысле, и запоминающаяся фигура из всех начальников за весь период существования Луганского аэроклуба, УАЦ.

Захаров Анатолий Михайлович. Легенда УАЦ. Настоящий полковник. Начальник Луганского учебного авиационного центра ДОСААФ в лучшие 10 лет, с 1969г. по 1978г. Был направлен в звании майора ВВС на службу в УАЦ, Министерством обороны из Ворошиловградского военного училища летчиков, которое тогда работало на МиГ-15. Занимал должность командира эскадрильи, а потом заместителя начальника по летной подготовке. На аэродроме Тарасовка летал на всем, что там летало. На яках, на планерах, на зетах, на буксировщиках, на выброску парашютистов, на вертолетах. И все это на проверку техники пилотирования инструкторов, курсантов, спортсменов, и для выпуска в первый самостоятельный полет. Яркая, интересная, неординарная личность. Отличный организатор, требовательный руководитель.

Опытный методист, то есть летчик-инструктор с большой буквы, специалист по обучению курсантов и самое главное, умеющий учить летчиков – инструкторов искусству учить летать курсантов. Был инициатором повышения методического уровня летчиков — инструкторов. Для занятий с летчиками приглашал из пединститута преподавателей по психологии и педагогике. Под его руководством был создана лучшая в УАЦ ДОСААФ СССР методическая база для обучения курсантов на реактивных самолетах. Будучи военным летчиком-истребителем, на должности заместителя начальника УАЦ по летной подготовке, освоил и глубоко понимал работу с курсантами, с летчиками –инструкторами, со спортсменами-парашютистами, со спортсменами-летчиками, с чемпионами. Организовывал на двух аэродромах одновременно, многосменные полеты молодого поколения летчиков, планеристов, парашютистов. И все это при внешнем спокойствии на лице. Понимающие люди с удовольствием наблюдали его работу с людьми. Все помнят его, только ему присущие, походку, манеру разговаривать. Когда он хотел сказать что-то важное для молодого человека, то его речь начиналась проникновенными словами: «Сын мой….». Все эти качества личности и черты характера говорили о незаурядности личности. Л.Н.Курилов, выражая общее мнение работавших с Захаровым А.М. людей, коротко и емко сказал: «Хороший мужик». При нем продолжалось развитие УАЦ. Его доклады с трибуны перед личным составом УАЦ были интересны, глубоко содержательны, с юмором. Аудитория всегда слушала их с интересом, в том числе и его разносы нарушителям дисциплины. Любил голубей.

Азбукин Валерий Михайлович. Полковник ВВС. Был начальником Луганского УАЦ с 1978г. по 1982г. Назначен начальником УАЦ с должности командира эскадрильи. Отличный летчик. Мастер спорта по высшему пилотажу. Отличный методист. Требовательный, принципиальный командир. При нем продолжилось дальнейшее развитие УАЦ. Много сил приложил для совершенствования методической базы УАЦ и повышения методического уровня летчиков-инструкторов. Имел большой опыт обучения курсантов на реактивных самолетах в военном училище. За внешней суровостью нового командира было желание исправить недостатки, дать новый импульс в развитии коллектива. Заботился о быте и отдыхе личного состава. По внешности и характеру похож на героя–летчика Покрышкина Александра Ивановича. Такой же сильный, трудолюбивый, добродушный. После ВУАЦ продолжил службу в ВВВАУШ на должности начальника штаба училища.

Мельник Владимир Александрович. В ВВС летал на сверхзвуковых истребителях, учебных реактивных самолетах в Харьковском летном училище. Пришел к нам с должности начальника Ульяновского УАЦ. Занимал должность начальника Луганского УАЦ с 1982г. по 1988г. По его личной инициативе впервые, Луганский УАЦ, единственный в авиации ДОСААФ, начал летать в СМУ, днем и ночью, на реактивных самолетах. Для этого, конечно, провели огромную работу по установке на аэродроме радио и светотехнического оборудования для ночных полетов. Смелый, решительный командир, полностью доверявший своим заместителям и летному составу. Это он ввел в программу воздушных праздников, поразительно эффектный высший групповой пилотаж, на предельно малых высотах на реактивных самолетах Л-29 и поршневых самолетах Як-52. В 1984 году, по его распоряжению, перед центральным входом в здание авиацентра, в городе Луганске, на постамент был поставлен, устремленный в небо, самолет Л-29. В фойе художники нарисовали на стене огромное панно на авиационную тему. Отличный летчик, щедрый, заботливый командир, поддерживал все положительное в летной работе. Лично летал на проверки курсантов и летчиков-спортсменов на реактивных и поршневых самолетах.

Белоусов Сергей Михайлович. Полковник. В ВВС летал на бомбардировщиках, сверхзвуковых истребителях, учебных реактивных самолетах. Пришел к нам с должности начальника Калужского УАЦ. Чем-то напоминает Паниоту П.Ф. И внешне, и по методам работы. Принципиальный, глубоко знающий военное дело, авиацию, методику летного обучения, организацию учебного процесса, экономику. Всегда поддерживает толковые предложения по работе, в авиационном спорте. Смелый летчик. Лично летал на воздушных праздниках на групповой высший пилотаж на реактивном самолете, на предельно малых высотах. Требовательный, взыскательный руководитель, прекрасный организатор. Руководил ЛУАЦ в трудное перестроечное время. Ныне на должности председателя Луганской ОО ОСО Украины. Всегда оказывает помощь АСК, в том числе и материальную. Один из лучших руководителей областной организации ОСОУ на Украине. Начинал службу в авиации курсантом, на самолете Як-18У, на аэродроме «Тарасовка».

Безкаравайный Валерий Владимирович, наша надежда, представитель молодого поколения руководителей. Военный летчик. Майор ВВС. Опытный летчик-инструктор. Требовательный, принципиальный руководитель. На должности начальника Луганского АСК с 2008 года. Ранее служил в ВВС Украины, в Харьковском военном университете воздушных сил им. И.Н. Кожедуба, где летал на реактивных самолетах Л-39. Начинал в 15 лет летать на самолете Як-52 и прыгать с парашютом на аэродроме «Тарасовка».

При нем началось возрождение авиаспортклуба. Что в наше трудное время — удивительно. Навел порядок на аэродроме и в административном здании в городе. Начал ремонт зданий на аэродроме, перекрытие кровли. Смог осуществить очень дорогую, практически неподъемную работу по восстановлению разрушенного энергоснабжения аэродрома «Тарасовка». Заново построил новую ЛЭП. Теперь у нас есть электричество и свет на аэродроме.

Под его руководством планомерно выполняются полеты на учебных, спортивных самолетах, парашютные прыжки с самолета Ан-2. Проводятся авиамодельные соревнования. Летчики, парашютисты и авиамоделисты АСК участвуют во всех соревнованиях проходящих в Украине.

Постоянно заботится о личном составе АСК. Люди почувствовали, давно забытую, отеческую заботу командира. Организовал аэродромный быт и питание личного состава. И все делает спокойно, без крика, с выдержкой, достойной настоящего сильного мужчины. Летает на всех типах самолетов, находящихся на аэродроме.

Летчики-инструкторы

Летчики составляли основной костяк УАЦ. Это крепкие физически и психологически люди. Все они заслуживают достойного освещения на страницах сайта. Мы все время будем дополнять эту важную страницу сайта.

C фотографии в старом журнале “Крылья Родины» на нас смотрит молодой светловолосый летчик в шлемофоне, чемпион по высшему пилотажу. Это луганчанин Курилов Леонид Николаевич. Летчик-инструктор. Командир звена. Летчик–спортсмен. Мастер спорта по высшему пилотажу. Неоднократный чемпион Украины, СССР, ДОСААФ по высшему пилотажу на поршневых и реактивных самолетах. Бессменный тренер и капитан сборной команды Луганского УАЦ на соревнованиях всех уровней. Воспитал большое количество летчиков-спортсменов. Некоторые из них входили в состав сборной СССР по высшему пилотажу.

Фамилия Курилова Л.Н. в авиационной среде была брендом Луганского УАЦ. Десятки лет он был бессменным чемпионом по высшему пилотажу. Секрет успеха в его таланте и полетах на обратный пилотаж на поршневых самолетах в 60-десятые годы, во время расцвета высшего пилотажа в Союзе. Отличный методист. Мастер летного обучения курсантов.

Курилов Л.Н. начинал летать курсантом в 1955 году, в Луганском аэроклубе на самолете Як-18. Закончил военное летное училище на Миг-15, стал офицером ВВС, летчиком-истребителем. После сокращения ВС Хрущевым Н.С, работал на аэродроме «Тарасовка» летчиком-инструктором, командиром звена.

И здесь, в полной мере, раскрылся его талант летчика-инструктора, мастера высшего пилотажа и тренера сборной команды Луганского УАЦ по самолетному спорту на поршневых, а потом на реактивных самолетах.

Его заслуга не только в повышении уровня спортивного пилотажа в Луганском УАЦ, но нужно отметить его влияние на повышение качества спортивного пилотажа на реактивных самолетах в авиации всего СССР. А точнее, в авиации ДОСААФ, ВВС, ПВО. В те времена проводились соревнования между командами этих ведомств на самолете Л-29, в которых участвовали и летчики Ворошиловградского УАЦ, всегда занимавшие там призовые места. Бессменный участник показательных выступлений, «показух», на праздниках.

«Копченый», как его в шутку называли айдарские летчики, т.е. стоящий в конце ромба, позади струй реактивных двигателей, впереди летящих самолетов, в составе четверки самолетов Л-29, которые выполняли показательный групповой высший пилотаж на малых высотах. Особенно впечатляла петля, которую выполняли четыре Л-29 выстроившихся цепочкой друг за другом, на авиационном празднике, на площадке «Видное», где собирался весь город Луганск. И восхищенный возглас зрителя в военной форме: «Для областного города это грандиозный воздушный праздник, устроенный силами только одного УАЦ».

Одиночный высший пилотаж Курилова Л.Н. на реактивном самолете Л-29, на предельно малых высотах, всегда вызывал восхищение зрителей и не был похож на пилотаж других летчиков.

Спокойствие на полетах, немногословность, уверенность, доброжелательность, проницательный взгляд старшего товарища и опытного учителя, летчика, командира звена Курилова Л.Н, короткое и точное слово при анализе полета – вот те качества инструктора, которые так необходимы на полетах курсантам и молодым летчикам-инструкторам.

Леонид Николаевич еще и художник. Много сил и времени отдал созданию методических пособий. Его рукой маслом нарисованы стенды по методике летного обучения. Особенно красиво изображены вид с летящего самолета на землю, на аэродром Новоайдар. Так красиво может изобразить только художник который видит постоянно эту красоту своими глазами и любящий свою работу. Сразу вспоминается фраза, что талантливый человек, талантлив во всем.

Описанные выше человеческие и профессиональные качества, личная скромность летчика Курилова Л.Н. снискали ему абсолютный авторитет в коллективе УАЦ и в авиации ДОСААФ.

Дьяченко Александр Алексеевич — представитель молодого поколения летчиков-инструкторов на реактивных самолетах. Ученик Курилова Л.Н. Начинал летать и прыгать с парашютом на аэродроме «Тарасовка». Закончил Волчанское летное училище ДОСААФ. Работал летчиком – инструктором на аэродроме «Новоайдар», на реактивном самолете Л-29. Сразу вошел в состав сборной команды УАЦ по самолетному спорту на реактивных самолетах. Мастер спорта .Участвовал в спортивных соревнованиях на самолете Л-29. Летал на Л-29 ночью. С самого начала показал себя грамотным летчиком, талантливым инструктором. Творчески подходил к обучению курсантов. За короткий период стал одним из ведущих летчиков в «Новоайдаре».

Читайте также:  Учебно-тренировочные полёты

После закрытия аэродрома «Новоайдар» в 1993 году его, как лучшего летчика, пригласили на летную работу, на аэродром «Тарасовка». Талантливый летчик, переучился без затруднений на все типы поршневых самолетов, которые находились на аэродроме, летал на выброску парашютистов на самолете Ан-2. Постоянно участвовал в показательных выступлениях на авиационных праздниках, на поршневых и реактивных самолетах.

Как одного из лучших летчиков на Украине, его пригласили работать на командных летных должностях в самый передовой по всем показателям аэроклуб, расположенный в н.п. Майское, Днепропетровской области. Там он летал на реактивной и поршневой авиационной технике, был всегда самым опытным и грамотным летчиком-инструктором и командиром.  Много сделал для развития аэроклуба в Майском. К глубокому сожалению, неожиданно рано, трагично, ушел из жизни.

Миненко Ю.М. Летчик-инструктор, командир звена на самолетах Л-29. Начинал на «Тарасовке» курсантом на Як-18у. Потом летал в спортивном звене на Як-18а, Z-326. По направлению заместителя начальника ВУАЦ по летной подготовке Захарова А.М. учился в Калуге, в ЦОЛТШ. За праздничным столом, в честь выпуска из летного училища, его поздравил сам Покрышкин Александр Иванович, трижды герой Советского Союза. Первым в ЛУАЦ получил допуск и вылетел ночью самостоятельно. Добродушный, благожелательный человек.

Кудряшов Вадим Алексеевич. Военный летчик. Майор ВВС. Пришел в УАЦ с ВВВАУШ. Командир Ту-16, Ил-14, Ту-134Ш, Ан-26Ш, летчик-инструктор по переучиванию на серьезный Ту-22М3. Служил и работал на летных должностях во всех ведомствах, в ГА в АЭРОФЛОТе, ВВС, ДОСААФ.

В 1987 году его приглашение на должность заместителя начальника по летной подготовке на аэродром «Тарасовка» совпало с разрешением ЦК ДОСААФ принимать на обучение на самолет Як-52 с 15 лет. Желающих летать пришло больше двухсот человек. В самолетное звено была отобрана группа лучших школьников, учащихся, студентов, молодых, энергичных, красивых юношей и девушек. Это был самый блестящий набор за всю историю самолетного звена. Они успешно летали и потом многие стали военными, гражданскими летчиками и просто прекрасными людьми. Среди них есть даже летчик — испытатель.  Иногда приезжают в гости, на полеты и парашютные прыжки, привозят своих детей, чтобы показать лучшее место на Земле — аэродром «Тарасовка», место где сбываются самые смелые мечты.

Кудряшов В.А. любил свою работу и обладал всеми качествами летчика-инструктора, командира, доброжелательного учителя, необходимых для обучения молодых летчиков. Надо было видеть, как он выпускал в первый самостоятельный полет летчиков-спортсменов. И как потом он руководил полетами. Смелый, веселый. всех он наделял оптимизмом и верой в успех. Обладал абсолютным авторитетом. Читал курс аэродинамики летчикам-спортсменам. Интересно было слушать его речь перед коллективом. Проводил родительские собрания с родителями 16-летних летчиков-спортсменов. Благодаря Кудряшову В.А. интенсивность летной работы на аэродроме «Тарасовка» резко возросла. При нем стали летать 5 дней в неделю. В воздухе было одновременно до 8 самолетов. Получил новый импульс в развитии и самолетный спорт в Луганском УАЦ. Интенсивно летали на самолете Як-55 талантливые летчики мастера спорта Поздняков К.В,. Пролагаев С.П., Алпатов А.Ю. Результатом стали успешные выступления команды луганских спортсменов на Чемпионате Украины. Пролагаев С,П, стал неоднократным чемпионом Украины, членом сборной Украины и в дальнейшем чемпионом мира. На самолете Як-52 в 1987 году закончило обучение 43 летчика-спортсмена. Это при плане 32 человека и двух летчиках-инструкторах по штату. Самолетное звено на поршневых самолетах в 1987 году перевыполнило государственный план по налету в два раза. Этот успех был отмечен в приказе Председателя ЦК ДОСААФ СССР адмирала флота Егорова Г. М.  Летчики звена были награждены грамотами ЦК за его подписью. В дальнейшем, мы обязательно напишем о всех лучших летчиках Луганского УАЦ.

Инженерно-авиационный служба

Коченов М.И. Зам по ИАС. Подполковник ВВС. Авиационный инженер. Грамотный требовательный, принципиальный, интеллигентный руководитель. Поднял техническую грамотность летного и технического состава УАЦ на новый уровень. Один из лучших руководителей инженерно-авиационной службы Луганского учебного авиационного центра во все времена. Когда было необходимо, снимал с себя военную форму, переодевался в ХБ и сам залазил в самолет чтобы найти, определить и устранить дефект. Мог принять самостоятельное ответственное решение. Окающий нижегородский волжанин. Ездил на личной 21 «Волге», что тогда было роскошью и редкостью. Такая-же автомашина была у начальника Паниоты П.Ф.

Глущенко В.И. Закончил ХАИ. Все время проработал заместителем по ИАС в «Новоайдаре». Обслуживание на полетах, регламентные работы, личный состав ИАС, обучение авиационных специалистов, документация-все было на его плечах. Грамотный специалист.  Хорошо сработались с Коченовым М.И. и дополняли друг друга. Трудяга и скромный человек.

Исаков Василий Васильевич. Бывший начальник ТЭЧ на аэродроме «Новоайдар». Начинал службу до войны, в ВВС авиационным техником, в Луганском военном  летном училище имени пролетариата Донбасса. Обслуживал самолеты И-16, Р-5, Тб-3, Ил-2, Ил-10, МиГ-15. После увольнения из армии, работал в ИАС на Тарасовке и Новоайдаре. Перед уходом на заслуженный отдых, работал на Тарасовке техником-бригадиром. Имел огромный опыт обслуживания авиационной техники. Принципиальный, умелый специалист. Тактично, с улыбкой и легкой иронией, мог сделать остроумное колкое замечание. Добродушный. Высокий сильный человек. Когда был помоложе, один мог переносить два воздушных баллона. Был одним из ведущих и авторитетных специалистов ИАС в УАЦ.

Выделяется на фоне работников аэроклуба Бабенко И.В. Это талантливый человек. Освоил все авиационные технические специальности и должности. Работал авиационным техником, бригадиром, зам по ИАС. Обеспечивает работу АСК в инженерно — авиационном обеспечении. И не только. Любая хозяйственная работа на территории аэродрома и здания АСК в городе не обходится без участия Игоря Владимировича. Когда смотришь как он работает, создается впечатление, что силы и умение этого человека беспредельны. Работает он творчески, не считаясь с рабочим временем. Он может все. Обслужит самолет, обнаружит и устранит любую неисправность. Его всегда приглашают обеспечивать полеты с курсантами военного университета. Занимает активную позицию в жизни АСК. Абсолютно честный порядочный человек. И все это бескорыстно и при абсолютной личной скромности. Работает спокойно, без спешки. К его мнению прислушивается руководство. Работники АСК гордятся, что в нашей организации работает такой достойный человек.

В дальнейшем мы обязательно напишем о заслуженных специалистах ИАС в том числе о таких как: Жигулин В.М., Чепкаленко Ф.А., Петренко А.Я., Лупан П.И., Фролов В.И.

Спорт

Конечно, аэроклуб, готовящий летчиков и парашютистов в первую очередь для военных, всегда был спортивной организацией. Луганские авиационные спортсмены всегда были сильнейшими в СССР.

Самолетный спорт на поршневых самолетах

В спорте на поршневых самолетах было два пика. Первый, в шестидесятые годы. Второй, в восьмидесятые и девяностые годы.

Первый связан с появлением в Луганском УАЦ самолетов, сконструированных для обратного пилотажа Z-226, Z-326, Як-18П и талантливых летчиков Бабенкова В. Курилова Л.Н Арсеньева Г. и их учениц Мочалиной Л.В., Калининой Н.Н. Все они были мастерами спорта, чемпионами Украины, а Мочалина Л.В. и Калинина Н.Н. вошли в состав сборной команды СССР по высшему пилотажу. Мочалина Л.В. стала чемпионкой мира, мастером спорта международного класса. Отлично летали на спортивных самолетах Струков Л.Е., Лютов Н.В., Нудьга И.И.

В 1977 году в Донецке, на Чемпионате Украины по самолетному спорту на поршневых самолетах, команда Луганского УАЦ в составе мастеров спорта Пивторапавло А.И., Нестерова Ю.Н., Носатой Е.И. завоевали первое место и стали чемпионами Украины.

Дальнейший подъем самолетного спорта в Луганском УАЦ с появлением самолетов Як-50, Як-52, Як-55. и талантливых летчиков-спортсменов мастера спорта Позднякова К.В,. Пролагаева С.П., Алпатова А.Ю. Все они, неоднократно были чемпионами Украины по высшему пилотажу. Пролагаев С.П. постоянно участвует в международных соревнованиях и чемпионатах мира по аэробатике. Это новомодное слово обозначает, высший пилотаж. На последнем Чемпионате мира по аэробатике в Польше стал чемпионом мира.

Летчик-спортсмен Пролагаев С.П. начал летать на Як-52 в Донецком АСК. После переезда в Луганск он сразу вошел в состав команды Луганского УАЦ. Быстро росло его мастерство. Стал чемпионом Украины. Вошел в составе сборной команды Украины и СССР. Летал на самолетах Як-52, Як-55, Су-26, Су29, Су-31. В составе сборной команды Украины участвовал в Чемпионатах Европы и мира по аэробатике. Чемпион мира, один из сильнейших летчиков в Украине.

На аэродроме Тарасовка всегда выделяется летчик-спортсмен Максимов Александр Андреевич. В 1966 году начал прыгать с парашютом. Потом летал на самолетах Як-18А, Як-50, Як-52. После летного училища гражданской авиации, работал в Аэрофлоте на самолете Ан-2 и на Ан-24. Все это время в УАЦ прыгал с парашютом и летал на спортивных самолетах. Был в сборной команде УАЦ по самолетному спорту. Продолжает прыгать и летать и сейчас. Абсолютно смелый летчик. Умный, грамотный, благородный, добрый, порядочный человек. Похож и внешне, и профессионально на летчика-испытателя, летчика-космонавта Вовка В.В.

Самолетный спорт на реактивных самолетах.

После перехода летчиков на аэродром Новоайдар, и переучивания на Л-29, команда Луганского УАЦ на реактивных самолетах, длительный период побеждала на соревнованиях все команды ДОСААФ, ПВО, ВВС. Большая заслуга этих побед принадлежит Курилову Л.Н. Он был одновременно и тренером и капитаном команды. Появились новые сильные летчики, мастера спорта СССР по высшему пилотажу на реактивных самолетах Ватаженко М.Д., Волков С.Г., Воронкин А.Д, Новиков А.Н., Акимов В.В, Широких В.С .Соколенко А.Д., Гайдай А. Медведев А.С.Канивец С.Н., Пузько Н.Н., Никитенко А.Н., Курилов А.А., Кошелев Г.М., Заковоротный В.Г., Карталов В.В., Васильев А., Зайцев Г., Дьяченко А.А., Десятников С.В. Первым мастером спорта на реактивных самолетах стал Гаврюшенко В.П. Когда луганская команда приезжала на соревнования по высшему пилотажу на реактивных самолетах, летчики из других команд уныло говорили, что опять луганчане заберут все призы. Под влиянием луганской команды росло качество техники пилотирования летчиков из других команд ДОСААФ и других ведомств. Тема спорта на реактивных самолетах на аэродроме Новоайдар требует подробного описания. В дальнейшем мы будем регулярно помещать материалы на эту тему.

Парашютный спорт.

Парашютисты Луганского УАЦ всегда были сильнейшими в Украине и в СССР. Основы успехов в парашютном спорте Луганского аэроклуба были заложены в 50-годы мастерами спорта членами сборной СССР Пеклиным, Ю.И, Багинским С.И.,и другими.

Руководство аэроклуба и областного комитета ДОСААФ и ОСОУ всегда поддерживало и развивало парашютный спорт в Луганской области. Смелая молодежь Донбасса всегда была первой в этом виде спорта. Это было время бурного развития авиации и космонавтики в стране. Желающих прыгать с парашютом было очень много. Иногда на парашютных прыжках находилось больше двухсот молодых людей. желающих прыгнуть с парашютом. Три самолета Ан-2 летало на выброску.

В парашютном звене Луганского аэроклуба и потом УАЦ, всегда был высоко профессиональным постоянный состав. Пеклин Ю.И, Багинский С.И., Козлова А.Г. Коваленко П.И. Они были талантливыми парашютистами, могли научить этому других и самое главное, давали возможность молодым парашютистам прыгать без ограничений. Это они подготовили уникальную спортсменку абсолютную чемпионку мира Закорецкую В.Н.  Парашютный спорт принадлежит к массовым видам спорта. Будет широко освещаться на нашем сайте.

Авиамодельный спорт.

В этом виде спорта Луганские спортсмены одни из сильнейших на Украине. Два инженера авиамодельной лаборатории Мозолин И.И. и Сошнин В.В. все свои силы отдавали работе с молодежью и добились больших успехов Их воспитанники — чемпионы Украины, СССР, Европы, мира. Команда Луганской области всегда была в числе сильнейших в Украине.  На нашем сайте мы будем публиковать много материалов по этому виду спорта.

Работа летчика-инструктора.

Одна из особенностей работы летчика-инструктора при обучении курсанта в воздухе в том, что никто никогда не видел со стороны этот очень сложный, тяжелый и одновременно деликатный процесс. И знает его только тот летчик, который этим делом занимался. Мы попробуем, впервые, описать словами, что происходит в кабине самолета в полете, во время первоначального обучения курсанта, летчиком-инструктором при полете по кругу и в зоне на высший пилотаж. Представьте себе настоящую картину обучения курсанта полету по кругу. Инструктор сидит в задней кабине и управляет самолетом. Как правило, очень жарко, невыносимо жарко. Но надо терпеть. Из задней кабины практически ничего не видно. И это в то время когда вся эскадрилья в воздухе. В том числе самостоятельно летающие курсанты. Но инструктор ухитряется вести осмотрительность. Главная задача инструктора не управлять самолетом, а дать управление впереди сидящему курсанту, и научить его, и исправить его ошибки, да и еще определить в воздухе их причину и контролировать его действия. И все время вести ориентировку. Одновременно нужно постоянно слушать радио и вести радиообмен и по СПУ давать указания курсанту. В полете летчик – инструктор одновременно и летчик, и штурман, и радист, и борттехник и что самое тяжелое — инструктор. И тяжелоатлет.

Читайте также:  Наша техника

Представьте себе полет в зону на пилотаж, для обучения курсанта. При перегрузке +8g тело летчика вдавливает в кресло с силой 700кг, в глазах темно от перегрузки. И в это же самое надо управлять самолетом, прилагая к рулям управления руками и ногами силу 60-80 кг. В самолете Л-29 бустеров нет. В какие-то моменты летчику-инструктору нужно преодолеть усилия на ручке управление от неправильных действии курсанта и воздушного потока на рули управления , например на скорости 500 км/час. И в это же самое время надо контролировать курсанта в передней кабине, его физическое и психологическое состояние, технику пилотирования, учить его. А курсантов за один летный день сменится в кабине 6 человек. Обучая курсанта в полете, нужно разговаривать с ним в кабине по СПУ (телефону). В это же самое время нужно вести радиообмен с руководителем полетов, немедленно выполняя его команды. Не надо забывать, что во время пилотажа тело летчика все время вращается вокруг трех осей и свое положение в пространстве он контролирует с помощью зрения. И в таких нечеловеческих условиях, летчик – инструктор продолжает выполнять функции летчика и учителя, но его глаза отказываются работать при перегрузках и летчик видит через черную пелену процентов 10, визуальной информации.

И все это время все мышцы, особенно брюшного пресса и конечностей, максимально напряжены. Если расслабить их, то под действием перегрузки, кровь переместится от головы в нижнюю часть тела и летчик потеряет сознание.

А если погода неважная, низкая облачность, плохая видимость, осадки, гроза, обледенение. Можно прекратить на время плохой погоды полеты. Но план государственный, его нужно выполнять. Летчики и руководители рискуют, продолжая полеты. И вот в таких условиях инструктор учит курсанта пилотажу, кувыркаясь на 4000м, не видя горизонта, поверхности земли. Аэродрома тоже не видно. Его надо найти, при возвращении, и выполнить там посадку. А таких самолетов в воздухе одновременно несколько десятков и нужно ухитриться разойтись с ними. Ведь в этих самолетах сидят не профессионалы с большим опытом летной работы, а 18 – летние мальчики с 20 часами общего налета. И все время надо помнить о запасе топлива, который всегда ограничен. Конечно с помощью радиосредств положение самолета в той или иной степени контролируется. Современным языком сказали-бы виртуально. Но экипаж-то физически находится в воздухе.

Во время полета, в быстро меняющейся обстановке, летчик-инструктор не имеет права на ошибку. В аварийной ситуации, в условиях лимита времени, он обязан принять единственно правильное решение. В крайнем случае, не приведи Господи, например, катапультировать курсанта и успеть это сделать самому.

А потом наступает очень ответственный момент. Обращаем внимание, читающего эти строки, на важность этого места в тексте. Примерно через месяц полетов с инструктором, при общем налете 12 часов 40 минут, курсант вылетает на самолете самостоятельно. То есть учитель выходит из задней кабины, закрывает ее и 18- летний мальчик, вчерашний школьник, летит сам. А таких в 2-х эскадрильях 120 человек и все они должны к 1 октября выполнить план летной подготовки, налетать, каждый, по 40 часов. Т.е. самостоятельно летать в зону на сложный пилотаж, по кругу и строем.

Представьте волнение летчика-инструктора оставшегося на земле, сядьте мысленно, в кресло руководителя полетов у которого на кругу полетов, толпа самостоятельно летающих курсантов и еще столько же в зоне пилотажа, самостоятельно кувыркающихся в воздухе. Всех надо контролировать, всеми надо управлять, в трудной ситуации помочь неопытному мальчишке – курсанту.

Еще нагрузка в виде полетов инструкторов на спорт. Летчики ДОСААФ всегда занимали призовые места в соревнованиях по самолетному спорту с военными летчиками авиации ВВС и ПВО. Луганский УАЦ подготовил десятки спортсменов для сборных команд Украины и СССР по самолетному и парашютному спорту, ставших чемпионами мира.

А наземная и предварительная подготовка с группой курсантов чего стоит. Это очень трудная работа с курсантами на земле. В классах, оборудованных методическими пособиями, схемами, плакатами, необходимо вложить в головы курсантов знания и выработать навыки, без которых нельзя подниматься в воздух.

А ежедневная работа с ответственной летной документацией. А в сутках всего 24 часа. Еще и поспать нужно. Не отдохнувший летчик не имеет права подниматься в воздух.

Попробуйте представить, какой груз ответственности давит на летчика – инструктора в следующей ситуации. После тяжелейшей вывозной программы, он научил летать всех курсантов своего экипажа и выпустил 18-летних пацанов, вчерашних школьников, в самостоятельный полет. Во время самостоятельных полетов курсантов он стоит на земле, а его 5-6 курсантов в это время носятся в воздухе на реактивном самолете на скорости до 800км/час, выполняя пилотаж на высоте 4000м, при перегрузках 8-9g. У летчика-инструктора, который учит курсантов, а особенно первого года обучения, самая тяжелая, и ответственная работа в авиации. При оценке труда летчиков, можно сравнить условия труда летчика-инструктора и летчика управляющего пассажирским самолетом. Это делается не для того чтобы умалить труд летчиков перевозящих пассажиров и грузы. У них своих проблем хоть отбавляй. Летчик пассажирского самолета в полете сидит в комфортабельной кабине, с кондиционером, в наглаженной белоснежной рубашке, в галстуке, со стюардессой, чашкой кофе и автопилотом.  А посмотрите на летчика ДОСААФ.

Сидит он в тесной кабине, привязанный к парашюту и катапультному креслу, в фиксированной позе. На лице кислородная маска. Одет он в комбинезон, пропитанном Спина белая от соли. И еще надет на нем ППК (противоперегрузочный костюм). Во время пилотажа при перегрузках равных 8-9g, т.е. вес летчика превышает нормальный в 8 -9 раз. Чтобы как-то уменьшить влияние перегрузок на летчика надевают ППК. Это корсет из очень прочной ткани, сдавливающий тело летчика и препятствующий оттоку крови от головы. Если этого не сделать, то летчик может потерять сознание во время пилотажа. И сдавливает летчика ППК до синяков, с помощью сжатого воздуха, подающегося по шлангу от самолетного оборудования. И всю летную смену, а это 6 часов каждый день, он сидит в задней кабине, кряхтя от перегрузок, которые, заметьте, создает курсант, с упоением таская ручку управления. И нельзя встать, размяться, потому что летчик сидит в малюсенькой кабине, плотно привязанный к катапультному креслу лямками парашюта и привязными ремнями. Слышно даже как скрипит позвоночник у летчика-инструктора от всех этих прелестей. И это все при температуре в кабине +60ºС.

Работа летчика-инструктора на поршневых самолетах Як-18 и Як-52 ничем не отличается от работы на реактивных. Нужно дополнить тем, что он летает ниже, всего на 1 000м от земли и без катапульты. Пилотаж дополняется штопорными фигурами и обратными фигурами, очень вредными для здоровья летчика и которые далеко не каждый летчик согласиться переносить на себе.

Если эти строки читают государственные служащие Украины, которые решают, вопросы назначения и перерасчета пенсии летному составу ДОСААФ, то они теперь представляют себе, какой тяжелый, опасный и вредный для здоровья труд летчика ДОСААФ, ОСОУ. По закону Украины, летчики ДОСААФ, ОСОУ должны обеспечиватся достойной пенсией, соизмеримой с пенсией летчика МГА, МАП и ВВС.

Женщины – летчицы и парашютисты

В Луганском аэроклубе всегда работали женщины — летчицы. Все они оставили заметный след в Луганском аэроклубе и в авиации Украины и СССР. Все они безусловно сильные личности. Все они закончили летное училище ДОСААФ,  летали на высший пилотаж и все работали в аэроклубе летчиками-инструкторами. Также женщины работали в УАЦ инструкторами ПДС. Профессия  летчика очень тяжелая физически и психологически. А работа летчика-инструктора намного тяжелее работы обычного летчика. И тем не менее, хрупкие женщины справлялись с нагрузками и отлично работали на всех летных должностях.

Кувалина Неля Марковна. Работала в аэроклубе и УАЦ летчиком –инструктором на поршневых самолетах. Бывшие ее курсанты даже служили в отряде космонавтов. Отличалась красивым мягким пилотажем. После ухода на пенсию работала в УАЦ диспетчером.

Попо́вич (Васильева) Мари́на Лавре́нтьевна— Герой Социалистического труда, военный лётчик-испытатель, полковник-инженер, доктор технических наук, профессор. Заслуженный мастер спорта СССР, освоила более 40 типов самолетов и вертолетов. Установила много мировых авиационных рекордов.  Разрешение на ее поступление в летное училище давал Ворошилов К.Е. После окончания училища, работала в Луганском аэроклубе летчиком-инструктором.

Соловьева Марина Иосифовна установила мировой рекорд скорости 2500 км/час на сверхзвуковом самолете Е-66 (модификация МиГ-21). Работала в аэроклубе летчиком-инструктором. Летала в Аэрофлоте на Ан-24.

Козлова (Бондаренко) Анна Григорьевна. Инструктор-парашютист. Мастер спорта по парашютному спорту. Чемпионка Украины по парашютному спорту. Обучала и готовила к парашютным прыжкам массу перворазников –парашютистов, спортсменов – парашютистов, курсантов на поршневых и реактивных самолетах, призывников в ВДВ. Постоянно участвовала в спортивных парашютных соревнованиях и показательных выступлениях на воздушных праздниках.

Калинина Неля Николаевна, мастер спорта, чемпионка Украины по самолетному спорту, член сборной СССР по самолетному спорту, летчик-инструктор Луганского УАЦ. Отличалась красивым, плавным, оточенным пилотажем, унаследованным от лучших летчиков сборной команды страны. Всегда охотно делилась с летчиками секретами летного мастерства.

Мочалина Людмила Васильевна, мастер спорта международного класса, член сборной СССР по самолетному спорту, чемпионка СССР, чемпионка мира по самолетному спорту, летчик-инструктор, тренер сборной команды Украины по самолетному спорту. Судья международной категории. Добрая по характеру. Надежный товарищ. Всегда бескорыстно, помогала летчикам-спортсменам в тренировочных полетах на пилотаж, и этими качествами она отличалась от других. Доброжелательное объективное судейство на соревнованиях всегда чувствуют на себе спортсмены на соревнованиях.

Зубарева Полина Даниловна. Летчица-спортсменка. Летала на самолете Як-18у в звене Курилова Л.Н. Красивая девушка, с большими глазами, зубной врач из Станицы Луганской.

Емельяненко Татьяна Васильевна, летчик-инструктор, командир звена, в нынешнее время заместитель начальника Луганского авиационного спортивного клуба по летной подготовке. Член сборной команды АСК по высшему пилотажу. Смелый летчик, грамотный методист, всю себя отдает работе, абсолютно спокойная в любых ситуациях. Тактичный, тонкий человек. Добрый, внимательный взгляд и своевременную помощь всегда ощущают товарищи по работе. Бескорыстный, щедрый, заботливый командир. Всегда заботится о быте и благосостоянии работников АСК. Грамотный внимательный руководитель полетов. Летает на воздушных праздниках одиночно и в составе группы на высший пилотаж.